На главную страницу

ЛЕОНИД МИЛЬ

1938, Каунас – 1992

Отец и мать Миля были крупными литовскими партийными деятелями; во время войны семья оказалась среди немцев, в гетто. Леонида спрятали и вынесли из гетто. Его отец и мать "прошли" концлагеря, отец был освобожден советской армией, мать бежала из Дахау. Леонид знал литовский и белорусский языки, переводил преимущественно с литовского – Э. Межелайтиса, А. Венцлова. В 1980-е годы увлекся Григором Нарекаци, "Книгу скорбных песнопений" которого перевел по подстрочникам и издал в Ереване в 1984 году, по благословению Католикоса Армении Вазгена. Позднее написал книгу о Нарекаци "Дух и плоть", изданную посмертно. Из СССР Миль эмигрировал в Израиль.


ГРИГОР НАРЕКАЦИ

(951-1003)

ИЗ "КНИГИ СКОРБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ"
Глава восемьдесят первая
СЛОВО К БОГУ ИЗ ГЛУБИН СЕРДЦА

I

Вместе с молениями Девоматери Пресвятой
Прими, о Боже милостивый, и другие молитвы,
Возносимые за меня тоже святыми устами,
Устами бессмертных ангелов лучезарных,
Озаряющих жизнь мою радениями неустанными.

Сама доброта – эти создания воли Твоей,
Чистые, светоносные, благословенные,
Эти подвластные только Тебе сонмы небесные,
Эти воины доблестные, и сильные,
И стремительные, как взоры мысленные.

II

В притче о трехгодичном бесплодьи смоковницы
Кроется истина о вчерашней, сегодняшней, завтрашней,
Об изначальной и нескончаемой праздности нашей,
Которая обосновалась в саду мира сего
Столь же листообильного, сколь и бесплодного, –
Вот прямое подобие жалкого рода людского!

Ангелы, исполнители воли Твоей
И посредники меж Тобой и людьми,
Постоянно слетают к нам с выси небесной,
Без устали витают вкруг нас,
Неизменно нам сострадают,
И желают жизни другой, благоденственной,
И, вечно живые, нам указуют стезю в живоначальный рай,
И молят о нашем спасеньи Тебя,
Повторяя: "Дело рук Твоих не оставляй".

Да, так это, так!
И Ты же Сам, о благодетельный Боже,
Эти моленья внушаешь
Им, которых словом Своим породил,
За нас, которых рукой сотворил.

И на Страшном Суде
Они обступят Тебя, несозданного,
Эти свидетели нашей вины
И обвинители каждого земнородного,
Но и тогда будут они сострадать нам
И у Тебя вымаливать сострадание,
Вздыхая и восклицая:
"Смилуйся, не губи Свое же создание".

III

И, заслышав просящие возгласы этого сонма святого,
Вникни и в нашу мольбу, о Создатель всего,
Превосходящий отзывчивостью как нас, грехами изглоданных,
Так и их, небородных.
Ведь Ты же властен делать добро
Для нас так же, как и для них,
Властен нас приподнять до огневидных и чудозрачных сил,
Безукоризненно чистых, из света сотканных,
Ничем не затененных, горных, бесплотных,
Согретых теплом неубывающим,
Одаренных вечно растущим числом добродетелей,
А также обилием знаний всеозаряющих, –
Ты властен нас возвысить до них,
Боголюбием врожденным горящих,
Дабы и наши сердца холодные
Согрелись таким же высоким огнем
На алтаре великого таинства в храме Твоем.

Внемли же, о Всезиждитель, нашей мольбе,
Дабы могли мы не мешкая волю Твою исполнить
И прилепиться неотторжимо к Тебе.

Приобщи нас к пречистому воинству,
О внушающий благоговейный страх Господь в небесах,
Сделай же это,
Дабы и мы такими же стали рабами Господними –
Бесконечно свободными,
Подобными искрам лучистым в Божьем облаке света!

IV

А вместе со всеми, о Иисус, и душу мою многоскверную,
Ангельскому попечению вверенную,
Возлюби и помилуй через мольбы моего хранителя,
К добру обрати, к Твоему пресветлому следу,
Дабы не обвинять опекуна моего,
Дабы он, благословленный Тобой,
Радуясь за меня всею ликующею душой,
С ликом, блаженной отрадою просветленным,
К Тебе, о Владыка Небесный, меня привел
И закружил в хороводе веселом
На празднике бдящих сил,
Чтобы навеки меня Тебе подарил.

Сделай же это,
О Боже непостижимый вместе с Отцом недосягаемым
И при участии Духа неизреченного,
Сделай, о средоточие поклонения вечного
И славы, которую ничто не может затмить!
Аминь.